Переводы с санскрита
Переводы с английского
Статьи
Учебники санскрита
Галереи
Прочее
Ссылки
English
Почта

Индология в Кенигсберге: Гельмут фон Глазенапп (1891-1963)

 Индология в Кенигсберге  
Гельмут фон Глазенапп, профессор индологии в Кенигсберге (1928-1944) и профессор индологии и сравнительного религиоведения в Тюбингене (1946-1959) был разносторонним и крайне плодовитым автором и ученым. Хотя его перу принадлежат также детальные исследования, как, например, учения джайнизма и философии поздних вишнуитских сампрадай (школ или традиций передачи знания), он считал своей важнейшей задачей ближе познакомить широкую общественность в Германии с духовным миром Индии и нехристианскими религиями. Книги фон Глазенаппа о джайнизме, индуизме и буддизме, об индийской философии и литературе, некоторые из которых постоянно перерабатывались и переиздавались, до сих пор остаются полезными вводными работами как для интересующегося читателя, так и для студента-индолога.

Отто Макс Гельмут фон Глазенапп родился 8 сентября 1891 г. в Берлине в семье вице-президента дирекции Имперского банка доктора права Отто фон Глазенаппа и его супруги Лилли, урожденной Йенс. У него было беззаботное детство сына преуспевающих и состоятельных родителей, постоянно поощрявших его во всех его интересах в сфере культуры. С ранних лет будущего ученого восхищала Индия - здесь свою роль сыграли взрослые, читавшие ему стихи об этой стране, как, например, стихотворение Фердинанда Фрайлиграта «Белый слон», которое он с восторгом выучил наизусть; позднее фон Глазенапп читал рассказы о путешествиях по Индии, принадлежавшие С. Вёрисхёферу Кройцу. За этим последовало чтение Бхагавадгиты, речей Будды (в переводе К. Е. Нойманна), трудов Дойссена по истории индийской философии, книги Ольденберга о жизни, учении и общине Будды, как и работ Шопенгауэра. Уже тогда была заложена основа для его дальнейших углубленных занятий индийской философией, в особенности философией веданты, буддизмом и взглядами Шопенгауэра на индийскую философию. В летний семестр 1910 г. фон Глазенапп по желанию своего отца сначала в Тюбингене начал изучать право, но уже тогда посещал лекции Гарбе об азиатских религиях, а после того как он сумел убедить отца в серьезности своего намерения изучать индологию, начал занятия в Мюнхене. Рихард Симон и Эрнст Кун познакомили его с санскритом и пали; он с удовольствием вспоминал, как во время семестровых каникул читал Рамаяну под руководством Симона. С лета 1912 г. фон Глазенапп учился в Берлине и Бонне у Генриха Людерса, Германа Бекха и Германа Якоби. Якоби, Нестор исследований джайнизма в Германии, передал ему основы для его филологических штудий в области пракритов и подготовил фон Глазенаппа к экзамену на степень доктора в Бонне, также продолжившего дальнейшую учебу в области философии и религиоведения. Свое учебу он завершил в Бонне в 1914 г., где получил ученую степень, защитив диссертацию «Учение о карме в философии джайнизма», одной из до сих пор залуживющих прочтения работ, которая еще вышла в 1942 г. в Бомбее в английском переводе. После получения ученой степени, что по времени совпало с началом Первой мировой войны, фон Глазенапп добровольцем пошел в армию, но все же уже скоро из-за ранения колена оставил службу. Затем он стал работать сотрудником Министерства иностранных дел в вновь сформированном восточном информационном отделе, перед которым стояла задача собирать информацию о странах Ближнего Востока, Южной Азии и Дальнего Востока, использовать ее в целях пропаганды и опекать проживавших в Берлине азиатов. В свободное время фон Глазенапп изучал на Ориенталистском семинаре в Берлине хиндустани и персидский и работал над своей хабилитацией (Хабилитация — в некоторых европейских и азиатских странах процедура получения высшей академической квалификации, следующей после учёной степени доктора философии. – Прим. пер.). В 1918 г. он хабилитировался в Бонне со своей работой «Система вишнуизма Мадхвы» (в переработанном издании опубликована как «Мадхваитская философия вишнуитской веры» (1923).

 Индология в Кенигсберге  
В 1920 г. фон Глазенапп переехал в Берлин, где до 1928 г. состоял приват-доцентом. В этом качестве он вел двухчасовой вводный курс санскрита, а также курсы чтения ведийских, классических и буддийских текстов на санскрите и пали. На Ориенталистском семинаре фон Глазенапп вел курс хинди для начинающих. Уже тогда он придавал большое значение тому, чтобы каждый семестр читать курс публичных лекций, посвященных политическим, социальным и экономическим реалиям современной Индии, ее культуре, индийской поэзии от Вед до Тагора, истории индийских религий и т. д.

В 1928 г. Кенигсбергский университет пригласил его в качестве преемника Рудольфа Отто Франке на кафедру индологии, на которой он преподавал до 1944 г. Фон Глазенапп познакомился с Кенигсбергом уже в сентябре 1925 г. время путешествия по Прибалтике и в Финляндию. Он очень хвалил бурную духовную и общественную жизнь в первые годы своего пребывания (1928 - 1932) и делал акцент на том, что в университете тогда работал ряд выдающихся ученых. Фон Глазенапп рассказывал, что он как индолог, специалист, представлявший предмет, лежащий в стороне от основного направления деятельности университета, делавшего акцент на профессиональном образовании, все же каждый семестр имел слушателей, среди них несколько индийцев, желавших усвоить у него европейские методы изучения санскрита. Приятная атмосфера в университете и в городе, по утверждению фон Глазенаппа, стала постепенно, но неуклонно изменяться с распространением национал-социализма. Ученый сожалел о духовной несвободе, приведшей к тому, что закрылось большинство университетских обществ; увольнение всех еврейских профессоров или имевших родственников евреев и их замена не всегда достаточно квалифицированными в научном отношении партайгеноссе нанесли имиджу высшей школы большой ущерб. Фон Глазенапп, по его собственному признанию, лично никак не пострадал от национал-социализма, так как он вел себя спокойно и преподавал предмет отвлеченного характера. Он не вступал ни в партию, ни в какую-либо из ее организаций, но всецело сосредоточился на своих академических и научных задачах. Так как он покинул город уже 5 августа 1944 г., ученый избежал двух крупных налетов союзнической авиации в конце того же месяца и последующих боёв за крепость Кенигсберг, но дом, в котором он жил, а с ним и все его личное имущество, прежде всего его библиотека, были уничтожены. Последнее впечатление, которое у него осталось от кенигсбергской Альбертины, было празднование ее четырёхсотлетия: «Оно отмечалось с 6 по 9 июля с большим внешним блеском, но с таким национал-социалистическим пафосом, что только мало что осталось от духа Альбертины, воодушевлявшего великих людей» (1964: 210). Ко времени пребывания в Кенигсберге относятся несколько работ, посвящённых различным аспектам индийской культуры и религиозной жизни, среди них некоторые, тесно связанные с его тогдашним местом жительства. Так в 1930 г. вышла «Индия в поэзии и исследованиях немецкого Востока». Затем им были опубликованы «Бессмертие и освобождение в индийских религиях» (1932) и «Стадии развития индийской мысли» (1940). Дальнейшие публикации отражали его усиливавшийся исследовательский интерес к буддизму. Последняя работа, написанная им в Кенигсберге, посвящена одному из великих кенигсбержцев, Канту, и тому, что он знал и как относился к религиям Индии, Китая и Японии. Из-за условий, сложившихся в конце войны, работа, правда, вышла только в 1954 г. под заглавием «Кант и религии Востока».

После окончания войны, 6 мая 1946 г., фон Глазенапп получил приглашение на ставшую свободной из-за ухода проф. Я. В. Хауэра должность профессора индологии и сравнительного религиоведения, которое он охотно принял, чтобы заниматься преподаванием, продолжая традицию Р. фон Рота и Р. фон Гарбе.

«Приглашение в Тюбинген было для меня настоящим подарком судьбы. После времени без должности и жалования, без удобного жилья и библиотеки с достаточным количеством книг все это сейчас снова выпало на мою долю. ?…? Я чувствовал удовлетворение от того, что меня сейчас пригласили, после того как я в 1926 г. там стоял в списке на должность ординарного профессора, но не прошел. И наконец, я очень был рад тому, что здесь со времени Рудольфа фон Рота кафедра индологии связана с кафедрой сравнительного религиоведения, являющегося отдельным экзаменационным предметом. ?…? Поэтому мне было особенно приятно, что на меня сейчас легла обязанность расширить мои познания в области самых различных религий и заниматься сравнительными исследованиями. При этом я видел свою задачу в том, чтобы беспристрастно и обьективно, насколько это возможно, изучать отдельные мировоззренческие системы и постичь их сущность. Этим я отличался от моего предшественника Якоба Вильгельма Хауэра, который был вынужден создавать новую религию и поэтому наряду с курсами индологии и сравнительного религиоведения читать еще третий – по арийскому мировоззрению (1964: 234).

Его академическая деятельность в Тюбингене включала наряду с вводным курсом санскрита и связанное с ним чтение легких текстов на санскрите, равно как и индологические семинары, на которых переводились тексты на санскрите, пали и пракритах, много лекций об Индии, например, «Философия индийцев», «Религия и общество в современной Индии», а также «Введение во вспомогательные средства и методы индийской филологии», «Искусство и культура Индии» (вместе с Диасом), «Буддизм в Индии и на Дальнем Востоке» или «Жизнь и учение Будды в свете параллелей из области истории религии». Лекции, касающиеся религиоведения, охватывали историю религии (например, «Пять великих религий»), мир феноменов разных религий (например «Святые люди и учреждения»), тайные учения и тайные культы. Даже после своего выхода на пенсию в 1959 г. и до своей трагической смерти в 1963 г. Он еще читал лекции, прежде всего, на религиоведческие темы, в то время как индологию взял на себя его преемник Пауль Тиме, который, правда, также читал лекции по религии Вед.

Исследовательские интересы фон Глазенаппа во время его пребывания в Тюбингене были сосредоточены на буддизме. Об этом свидетельствуют его публикации, как, например, «Веданта и буддизм» (1950) или «Буддизм и идея Бога» (1954). В дальнейшем выходили тома с переводами индийской поэзии («Игра бесконечного», 1953), а также индийских текстов, посвященных религии, мудрости, светской поэзии, науке и искусству государствкенного управления («Духовный мир Индии», 1958/1959). На тему сравнительного религиоведения фон Глазенапп высказывался в книге «Религии человечества, что их объединяет и что разделяет» (1954) и статье «Религиовед» для «Листков профессиоведения» (1957). Наряду с книгой «Пять великих религий» (1952) вышел посвященный нехристианским религиям том словаря Фишера (1957), а также «Вера и ритуал развитых религий в сравнительном обзоре» (1960). В том же году вышла работа «Образ Индии у немецких мыслителей».

Знакомство ученого с Индией происходило среди прочего во время его продолжительных путешествий, проходивших по пяти континентам и свидетельствовавших о широте его интересов, которые не ограничивались только Индией и индийскими религиями. После того как фон Глазенапп во время Первой мировой войны работал в восточном информационном отделе Министерства иностранных дел и в этом качестве впервые вступил в контакт с индийцами – с одной стороны, с военнопленными, а с другой, с националистами, искавшими в Берлине поддержки для своей борьбы против британцев – во время лекционного турне в Северную Америку в 1926г. он впервые имел возможность пообщаться с индийскими духовными лицами, а именно со свами из «Миссии Рамакришны», которые в Нью-Иорке и других городах распространяли философию веданты. В 1927 - 28 гг. состоялось его первое продолжительное путешествие в Индию, за этим путешествием последовали и другие.

«Для индолога, желающего изучать мир индийцев и его дух в полноте форм его проявления, недостаточно посетить субконтинент, по которому протекает Ганг, и примыкающий к этому субконтиненту остров Цейлон, он также должен стремиться увидеть собственными глазами уголки Земли, в которых еще сегодня живы фрагменты индийского прошлого и уже сегодня пребывает в процессе становления будущая, более великая Индия. Отсюда я поставил себе задачу также объездить страны, в которых еще сегодня находится в живом состоянии буддизм, почти угасший до уровня скудных остатков на своей родине в Индии, и территории, на которых индийские эмигранты нашли новую родину» (1948: 19).

Верный данному намерению, фон Глазенапп среди прочего путешествовал по Японии, Корее, Китаю и Индокитаю, а также по нынешним Индонезии и Бирме; с другой стороны, он посещал индийские общины в Южной и Восточной Африке, на Тринидаде и островах Фиджи. В этих поездках он познакомился с индийской культурой и повседневностью, наряду со святыми, политиками, князьями и поэтами ученый встречался также с «людьми с улицы» и посетил почти все святые места индийских религий, лежавшие на его пути, как исторические, так и связанные до сих пор с живым культом.

 Индология в Кенигсберге  
Этот факт способствовал тому, что тексты различных индийских религий были для фон Глазенаппа не объектом сухих теоретических исследований, но документами живой действительности, имевшими свое дополнение в религиозной практике буддийского монастыря, джайнского храма или ашрама индуистской секты. Поэтому он всегда уделял внимание роли различных религий в индийском обществе.

Отсюда фон Глазенапп стремился передать своим студентам и читателям, насколько это важно превратить индологию в науку, открывающую все феномены индийской культурной жизни, включая современные, а не ограничивающуюся односторонним изучением Древней Индии. Он сам принимал во внимание этот принцип, заканчивая историю индийских религий и индуизма – или, по крайней мере, часть, которую он считал важным для научного рассмотрения, не пуранами, но занимаясь в своих научных работах также сравнительно новой историей движения бхакти и вишнуитских сампрадай. К его занятиям индийскими религиями относятся и «Религиозно-реформаторские движения в современной Индии» (1928). В этой работе, посвященной основателям, истории, учениям и деятельности Брахма Самадж, Дев Самедж, Дев Самадж, Радхасвами-Сатсанг и Миссии Рамакришны, он пытается осветить различные пути взаимосвязи индийской традиции и наследия западной мысли.

Затем, следует выяснить теперь вопрос, в какой мере занятия этим великим разнообразием форм религиозных феноменов, объединяемых обозначением «индуизм», оказали влияние на то, как понимал этот термин фон Глазенапп.

Чтобы познакомиться с его интерпретацией понятия «индуизм», следует прежде всего исходить из более широких рамок определения термина «религия» как такового, как представлял его фон Глазенапп в своем качестве религиоведа. Затем следует обсудить те из его определений индуизма, которые более тесно связывают его с мировыми религиями, как, например, происходит в его вышедшей в 1951-1952 гг. работе «Пять великих религий», охватывающей индуизм, буддизм, китайский универсализм, христианство и ислам. После этого следует обратить внимание на понятие «индуизм» в связи или с размежеванием с другими индийскими религиями, как, например, буддизмом и джайнизмом, как это понятие становится ясным из его монографии «Религии Индии» и из более краткого сочинения «Место джайнизма в религиозной истории Индии и его отношение к другим вероучениям» (1924 - 1925) или «Индуизм и буддизм, что их объединяет и что разъединяет» (1934).

Перевод с немецкого Андрея Игнатьева




| На главную страницу | Мой Живой Журнал| Я ВКонтакте |




Rambler's Top100

Страница Андрея Игнатьева
Copyleft © 2004 - 2014